Когда в 1512 году Микеланджело, наконец, завершил фреску на потолке Сикстинской капеллы, которая считается одним из самых известных произведений в истории искусства, кардиналы, ответственные за приемку работ, часами смотрели и восхищались великолепной фреской. Но после обсуждения они встретились с Микеланджело и, не стесняясь, выразили свое недовольство. Недовольство было связано не со всей фреской, а с одной, казалось бы, мелкой деталью. Микеланджело спроектировал фреску с изображением сотворения человека, на которой пальцы Бога и Адама соприкасались друг с другом. Попечители требовали, чтобы прикосновения не было. Чтобы перст Бога был максимально вытянут, но чтобы палец Адама был со сжатыми последними фалангами. Простая деталь, но с удивительным смыслом: Бог есть, но решение искать его принимает человек. Если он захочет протянуть палец, то прикоснется к нему, но, не желая, он может прожить целую жизнь, не ища его. Таким образом, сжатая последняя фаланга пальца Адама представляет собой свободную волю. Из любви к искусству. Источник: somosfragmentarios Vía Fernand Kevedóv.